Перспективный план развития МОУ  ОО Груциновской школы.

 

  1. 1.   Краткая аннотация документа.

   План развития школы разработан педагогическим коллективом на период с 2007 по 2012 г. В плане отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического  и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.

   Специфика развития школы в данный период определяется тем, что образовательное учреждение с 1 сентября 2004 года участвует в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования. В связи с этим многие положения программы развития школы отражают приоритетные направления развития российского образования и программы развития образования.

  1. 2.   Информационная справка о школе.

   МОУ ОО Груциновская школа создана в 1969 году. Школа имеет статус основной общеобразовательной школы.

   Школа включает в себя две ступени.

   Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся – 6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам для детей младшего дошкольного возраста.

   Вторая ступень обучения – основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная её цель – обеспечение высокого уровня социализации школьников, предпрофильная подготовка.

Характеристика педагогического коллектива.

   В школе работает 9 учителей. Средний возраст педагогов – 47 лет. Средний педагогический стаж – 30 лет. Средний возраст администрации – 53 года. Имеют высшее образование – 7 учителей (77%); среднее специальное образование – 2 учителя (23%)

Характеристика учащихся и их семей.

   В школе обучается 55 человек, объединённых в 4 класса. Образовательный процесс осуществляется в 1 смену. Продолжительность уроков – 40 минут. На первой ступени обучается – 33ученика, на второй – 22 учащихся.

   5 учащихся живут в многодетных семьях,  9 учащихся воспитываются в неполных семьях. Из  семей инвалидов – 3 учащихся.

Особенности учебного процесса.

    Школа включает в себя две ступени.

   Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся – 6,5 лет на 1 сентября. На первой ступени школы реализуются программы по дидактическим системам «Школа России».

    Вторая ступень обучения – основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная её цель – обеспечение высокого уровня социализации школьников, предпрофильная подготовка.

Особенности воспитательного процесса.

   Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных «пространств», каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребёнка. Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:

- корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин;

- изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребёнка в учебном процессе;

- ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях, как «человек», «красота», «добро», «истина», «культура», «отечество», «труд», «знания», «здоровье», «мир», «земля», которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развитию личности и образуют основу воспитания;

- создания условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребёнка в информационном пространстве школы.

   Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускника школы.

Характеристика материальной базы школы.

   Образовательный процесс осуществляется в 1 учебном корпусе. В школе имеются: стадион, 1 спортивный зал,  пришкольный участок, столовая, компьютерный класс ( 8 компьютеров). Школа располагает 1 единицей техники ( автобусом).

 

  1. 3.   Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы её развития.

            Характеристика микросоциума школы.

Микросоциум школы характеризуется следующими признаками:

-удалённость от крупных культурных центров;

-значительным количеством неблагополучных и малообеспеченных семей, многие из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей;

-низкий уровень информационной культуры населения, что связано с отсутствием  свободного доступа к глобальной информационной сети;

Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, существенно отличается друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию.

3.2. Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы.

Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы.

Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему ОУ. Это:

-государство(Россия, Ростовская область, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет;

- учащиеся;

- их родители;

- педагогическое сообщество.

С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:

- оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовного здоровья  обучающихся;

- усиление социально – гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, её интеграции в мировую культуру;

-  обеспечение усилий поля развития и становления личности каждого ребёнка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;

-совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования;

- информация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы( учителями, учащимися, их родителями).

Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:

- возможность получения ребёнком качественного основного образования;

- качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения среднего и начального профессионального образования;

- интересный досуг детей;

-а также создала условия для:

- удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;

- формирования информационной грамотности и овладение современными технологиями;

- сохранения и укрепления здоровья детей.

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

- было интересно учиться;

- имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения и самореализации;

- была возможность получить качественное основное образование;

- имелись условия для освоения современных технологий.

Педагоги ожидают:

- создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

- улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Учитывая государственную стратегию развития основного образования и  систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегию направления её развития. Таковыми являются:

- модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;

- создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;

- создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;

- внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т. е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям являются показателем достижения нового качества образования.

 

 

3.3.Проблемы школы и способы их решения.

Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения (см. след. таблицу).

 

Проблемы

Способы решения

  1. 1.     Модернизация содержательной и технических сторон

образовательного процесса

Недостаточная осведомлённость педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования

Необходимо создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности

возможность использования нетрадиционной системы оценивания  учебных достижений учащихся начальной и старшей степени школы

Поиск и апробация новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся

Сложность апробации новых учебно-методических комплексов ввиду отсутствия полного методического обеспечения

Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебно-методическим комплексам

2. Создание условий, обеспечивающий личный рост всех субъектов образовательного процесса

Личный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы

Недостаточная осведомлённость части учителей о результатах совместных исследований в областях педагогики, педагогической психологии и частных методик

Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально- педагогической деятельности педагогов 

Узкопредметная направленность деятельности некоторых учителей, отсутствие стремления интриговать деятельность и создавать современные творческие проекты 

Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита

Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, негативность учителей к реализации технологий сотрудничества

 

Освоение и внедрение на практике технологий личной ориентации, сотрудничества, диалога.

Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив.

Унификация как содержания, так и форм деятельности учащихся, ориентация на  «среднего» ученика.

Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения.

Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности.

Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения.

Знание-ориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся.

Оценивание результатов обучения  не только на основе анализа знаний, умений и навыков учащихся, но и по совокупности и компетенций и личностных качеств, приобретённых школьниками.

Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности:  языковой, информационной, гражданской и др.

Внедрение технологий , обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни.

Преодоление субъект-объектных отношений в образовательном процессе, недостаточное внимание к субъектному опыту ученика.

Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учётом субъективного опыта ученика.

3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства.

Неготовность учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий.

Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей.

 

Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников.

Недостаточность  программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс.

Создание  банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий .Подключение к глобальной информационной сети и использование её ресурсов.

средний уровень информационной культуры населения, связанный с недостаточным доступом к глобальной информационной сети.

Использование возможностей школы для предоставления свободного доступа населения к ресурсам глобальной информационной сети.

4.Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Средний  уровень включения педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготовленность учителей по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников.

Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровье-сбережения.

Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников.

Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника.

Слабая психологическая подготовка учителя; неадекватные восприятие и оценка результатов работы психолога со стороны педагогов.

Психологическое сопровождение деятельности учителя, включающее консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов; информирование педагогов о результатах психологических исследований в школе.

Отсутствие методических рекомендаций и практического опыта по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся; разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки.

 

4.Концепция развития школы.

4.1. Миссия школы

   При формировании концепции будущего нашей школы мы должны прежде всего уточнить своё понимание «миссии» школы, т.е. определить, на реализацию какой части общего социального заказа мы ориентированы и решение каких проблем считаем приоритетным. И здесь мы исходили из двух позиций: необходимости реализации стратегии модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов со стороны основных участников образовательного процесса – учащихся, их родителей и педагогов.

   Процесс развития школы должен способствовать повышению конкурентоспособности школы, обретению ею своего собственного «лица», неповторимого и привлекательного для тех, кому оно обращено. Превращение школы из массовой, общеобразовательной (так называемой школы навыков) В ШКОЛУ ЛИЧНОГО РОСТА – это именно тот ориентир, который определяет развитие нашей школы. Поэтому мы стремимся  к созданию такого образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить личный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.

   Такая трактовка миссии школы логично подтолкнула нас к выбору модели школы личного роста, которая, по нашему мнению, способна удовлетворить образовательные потребности всех субъектов образовательного процесса.

   В определении перспектив развития нашей школы мы исходим из того, что развитие, как таковое, не должно заменять функционирование, которое позволяет нам добиться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кадровому составу, в целом удовлетворительному состоянию программно- методического и материального обеспечения. Развитие школы, на наш взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет уклад школы.

4.2. Основные идеи развития школы и предвосхищаемый образ её выпускника

   Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития школы, являются:

  1. Идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержание, условий, технологий).
  2. Идея построения школы как открытого информационного пространства.
  3. Идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
  4. Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.
  5. Идея медико-социально-психолого-педагогического сопровожления учащихся.

Выстаивая предвосхищаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

   Выстраивая собственную концепцию развития школы, мы ориентируемся на два взаимосвязанных аспекта: личностный рост учащегося и построение открытого информационного пространства школы. Это логично подвело нас к определению предвосхищаемого образа выпускника школы как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

   Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как компетенция и качества личности.

   Компетенции выпускника могут быть разделены на предметно-информационные, деятельностно-коммуникативные, ценностно-ориентационные.

 

   Предметно-информационные компетенции предполагают умение работы с учебной информацией, критическое её восприятие, преобразование её из виртуальной в вербальную и наоборот.

   Деятельностно-коммуникативные компетенции проявляются в способностях субъектов образовательного процесса, к творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациольнальные решения.

   Ценностно-ориентационные компетенции включают знания о нормах, ценностях, традициях культуры, систему отношений к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально- ценностных ориентациях личности.

- духовность, гуманистическая направленность, толерантность;

- мобильность, самостоятельность в принятиях решений, ответственность, способность к сознательному выбору;

- коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;

- креативность, созидательность и конструктивность мышления.

   Таким образом, развитее школы ориентируется на построении открытого информационного образовательного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Основные направления реализации плана развития школы.

Направление1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса.

Цель: Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

 

задачи

 Условия решения поставленных задач

1.Обновлние содержания
школьного образования.

1.Апробация и внедрение  новых учебных программ.

2.Конструирование содержания предметов базового уровня.

3. Повышение квалификации учителей.

2.Внедрение инновационных образовательных технологий.

1.Апробация современных образовательных технологий,

2. Широкое использование проектной технологии на всех ступенях школы.

3.Поиск, апробация и внедрение методов и форм организации образовательного процесса в условиях предпрофильного обучения.

4. Использование в образовательном процессе различных форм  социальных практик , как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника и приобретению им социальных компетенций,

3. Создание системы предпрофильной подготовки.

1. Изучение социального заказа и создание соответствующей системы профилей в Гусевском образовательном округе.

2.Создание программы психолого-педагогического сопровождения предпрофильных классов.

3. Отработка механизмов выбора профиля учащимися с привлечением психолога.

4.Внедрение новых способов оценивания учебных достижений учащихся на начальной и основной ступенях школы.

1. Определение и описание критериев измерения учебных достижений учащихся.

2. Разработка способов  оценивания учебных достижений учащихся начальной школы.

3.Поиск и апробация новых подходов  к оцениванию учебных достижений учащихся.

4. Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания.

 

 

Направление2. Создание условий , обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.

Цель: Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентности педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

 

             задачи

Условия решения поставленных задач

1.Осуществление курсовой

 подготовки и переподготовки учителей

Направление на курсы повышения квалификации педагогов.

2.Совершенствование научно-методической  службы школы.

1. Совершенствование системы внутришкольного контроля.

2.  Разработка индивидуальных и  совместных проектов в рамках МО.

 

3.Научно-психологическое сопровождение деятельности учителя.

1. Консультирование по вопросам организации диагностики и  мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов.

2.Информирование педагогов о результатах психологических исследований.

3. Повышение профессионального методического уровня  педагогов-психологов через курсы повышения квалификации.

4. Изучение , обобщение методических рекомендаций по организации психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

5. Консультирование и оказание помощи  учителям  в организации взаимодействия

между учениками в ходе учебного и  в  период проведения досуга.

6. Содействие  педагогическому коллективу  в обеспечении психологического комфорта  для всех участников  образовательного процесса.

7. Формирование у педагогов, школьников и их родителей  потребности  в психологических знаниях и желаниях использовать их в своей деятельности.

4. Внедрение современных образовательных технологий.

1. Внедрение технологий дифференцированного и развивающего обучения.

2.Внедрение технологий проблемного, проектного и игрового обучения.

3. Использование диалоговых форм  обучения, технологий сотрудничества.

5. Целенаправленное формирование ключевых компетенций.

1. Реализация технологий , обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной  и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях современного общества.

2.Усилениегуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и его культуру.

3. Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

4. Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях.

 

 

Направление 3. Создание в рамках школы открытого информационного пространства.

Цель: Интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществлять сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для школьников. Предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению.

 

               Задачи

                                      Условия решения поставленных задач

1. Подготовка учителей к использованию информационных технологий в образовательном процессе и формирование функциональной информационной грамотности учащихся школы.

1. Освоение педагогами персональных компьютеров и информационных технологий.

2. Прохождение учителями курсов  по освоению современных информационных технологий.

3. Внедрение информационных технологий в образовательную практику.

4.Целенаправленная работа по формированию функциональной информационной грамотности учащихся.

2.Создание банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс и вхождение в глобальное информационное пространство.

1. Создание материально-технической базы школы, обеспечивающей информацию образовательного процесса.

2. Укрепление и совершенствование технического оснащения образовательного процесса.

3. Создание банка  программно-методических материалов.

4. Подбор мультимедиа-программ, пособий, учебников для эффективной работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс школы.

5.Подключение к глобальной информационной сети и использование её ресурсов в образовательном процессе.

 

Направление 4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического  сопровождения учащихся.

Цель: Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.

 

                    Задачи

                   Условия решения поставленных задач

1.Создание службы медико-

психолого-социально-

педагогического сопровождения учащихся.

1. Разработка системы физического воспитания, основанной на индивидуально-типологическом подходе.

2.Валеологическое образование педагогов по программе здоровьесберегающей педагогики.

3. Повышение информативности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения.

2. Мониторинг динамики психофизического развития учащихся и условий для сохранения и развития их здоровья .

1. Разработка системы критериев и показателей качества медико-психолого-социально-педагогической  работы по реализации идей  здоровьесбережения.

2.Организация мониторинга состояния здоровья школьников. 

3. Внедрение технологий здоровьесбережения и создание здоровьесберегающей среды в школе.

1. Разработка и проведение мероприятий , которые уменьшают риск  возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни школьников (внедрение сбалансированного  разнообразного питания ; мероприятия по предупреждению алкоголизма, наркомании и табакокурения и т. д.)

2. Профилактика здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов.

4.Разработка технологий медико-социально- психолого-педагогического сопровождения учащихся.

1.Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадоптации детей.

2.Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении.

3.Формирование у обучающихся и воспитанников способности к  самоопределению и саморазвитию.

4.Профилактика и преодолеие отклонений в психологическом здоровье учащихся.

© grucinov-sckool

Создать бесплатный сайт с uCoz